![]() Русский Национальный Ресурс
Страницы раздела ИСТОРИЧЕСКИЕ КУХНИ
На ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
![]()
Новые сообщения: L-01 загрузка...
![]() L-02A
![]() L-02B
![]() L-02 загрузка...
![]() L-03
![]() L-04
![]() L-05
![]() L-06
![]()
| ![]() Перенесемся в XII или XIII век — во времена диких нравов, неотесанных рыцарей, немытых принцесс и щедрых добавок ядовитых зелий. Представим себя гостями богатого рыцаря, живущего в замке. Хозяев, барона и баронессу, окружал целый штат прислуги. Пажи и оруженосцы были людьми благородного происхождения. Забота о тех или иных частях замкового хозяйства поручалась ряду должностных лиц. Первое место в придворном штате средневекового барона занимал сенешал, который отвечал за стол хозяина: он заведовал провиантом и осуществлял общий надзор за кухней, то есть руководил «кухонным департаментом». Следующее должностное лицо — маршал — заведовал конюшнями, палатками и различными перевозками. В ведении камергера находились комнаты и домашняя утварь. Погребами и кладовыми с винами, пивом и медами ведал стольник. Особое должностное лицо закупало провизию. Ниже стояли сержанты, гарсоны, псари и т.п. Баронессе прислуживали камерфрау, которые имели благородное происхождение и несли свою службу добровольно, как пажи и оруженосцы. Основные же хлопоты по уходу за госпожой ложились на плечи горничных. С вершины замковой башни послышались звуки рога, которые призывают к парадному обеду. Откуда-то полилась музыка, пение, донеслись приветственные крики. Рыцари, родные и гости подъезжают к замку. Главный зал замка наполняет веселый шум, нарушая его привычную однообразную тишину. Входят разодетые гости и гостьи. Их одежды очень похожи. Однако дамский костюм ниспадает до самого пола красивыми складками, а мужской значительно короче; дамские рукава очень широки, а нижние их концы весьма длинны, мужские же плотно охватывают руку и доходят до кисти. Те и другие разодеты в украшения костюма. Особенно роскошными были пояса. У дам их концы ниспадают почти до земли и усыпаны топазами, агатами и другими камнями. Волосы дам тщательно причесаны и заплетены в тяжелые косы, перевитые цветными лентами и золотыми нитями. Отметим, что в те времена женщины носили шиньоны, красили волосы и накладывали румяна. Волосы у мужчин ниспадают до плеч, у некоторых же имеются бороды значительных размеров. Преобладают, однако, короткие бороды, но встречаются и совсем бритые лица. У многих из гостей, особенно у дам, головы украшены золотыми обручами, на которых сияют самоцветы. Блеск золота, серебра и драгоценных камней, приятное сочетание цветных тканей, среди которых преобладают синий й красный цвета различных оттенков, создают яркую, необычайно жизнерадостную картину. Вот все это блестящее общество направляется к громадному столу, накрытому белой узорной скатертью. Каждый прибор состоит из ножа, ложки и золотого или серебряного кубка. Вилки тогда еще были редки, они стали входить в широкое употребление только в самом конце XIII века; хотя они и были известны, но духовенство осуждало употребление вилок как предосудительную роскошь. Поэтому пищу из блюда брали прямо руками. Ложки использовали для жидких яств. Подобия вилок о двух зубьях большого размера использовались для раскладывания кушаний. Ножи, которыми тоже пользовались для предварительной разрезки яств, были широки и имели крепкую рукоять. Сосуды для питья состояли главным образом из различного рода чаш и кубков, в основном из дорогих металлов. В миниатюрах того периода (XI — XIII вв.) чаши изображались обычно в виде полушарообразного сосуда на невысокой ножке цвета серебра либо золота. Кубки же имели формы нынешних бокалов, либо маленьких бочонков с обручами на них. Кроме того, еще были в употреблении древние рога для питья — либо настоящие воловьи рога, либо резные из слоновой кости, которые украшались металлической оправой. К столовой посуде принадлежали различной величины и вместительности блюда из металла, иногда с подставкой, иногда без нее, украшенные по внешней стороне. Для разливания напитков использовали разнообразные металлические кувшины, с ручками или без них, гладкие или с украшениями. Для хранения жидкостей существовали мехи и большие бочки с железными обручами, впервые введенные королем Карлом Великим в его поместьях. СЕРВИРОВКА СТОЛА Для каждого присутствующего у его прибора заблаговременно положен белый хлеб. На столе расставлены большие металлические кувшины с вином, чаши с крышками и без крышек, солонки, соусники. Общество шумно расселось, по степеням знатности, на скамьях, окружающих стол. В зал входят слуги с кувшинами в руках и полотенцем на шее. Мытье рук перед обедом имело важное значение, особенно, если ели руками. После мытья рук вносят блюда. На первое сегодня у барона жареный олень. Он разрезан на куски и сильно приправлен горячим перцовым соусом. За ним вносят жареных павлинов и лебедей. В то время как одни слуги и оруженосцы разносят кушанья, другие обходят стол с кувшинами и наливают в кубки вино. Затем отведываются многие другие блюда: колбасы, начиненные мясом каплуна, рагу из оленьего мяса, бараньи ноги, приправленные шафраном, кабанье мясо с изюмом и сливами, заяц, кролики, всевозможные птицы, пироги с мясной начинкой, соус из вареной моркови, шпинат. Всем процессом трапезы руководит распорядитель обеда, который сидит в высоком кресле у поставца с серебряной посудой и держит в руках особую лопатку, которой он пробовал блюда. Он раздает приказания всем служащим при кухне: слугам, разносящим кушанья, кухонным мальчикам, вертелыцикам и многим другим. Подают десерт: яблоки, финики, пирожные в виде растений, животных и других фигур. Но интересно то, что в самом конце пиршества насытившиеся рыцари снова принимаются за те же пряности, которыми были приправлены мясные блюда: перец, мускатный орех, гвоздика, имбирь. Вероятно, это делалось для возбуждения и поддержания жажды, а последняя побуждала их к большему потреблению вина. Вина также приправлены разными пряностями и представляют собой подобие неких микстур. Существовали определенные правила поведения за столом. Один из летописцев описал их: гости должны быть скромны и довольны тем, что им предложено; они не должны есть руками; не следует ни пить, ни говорить с набитым ртом; нельзя обращаться к соседу с просьбой об одолжении кубка, если он сам еще не допил до конца, и т.п. Не следует, однако, думать, что средневековый пир сводился только к чрезмерному употреблению пищи и вина. Необходимой и важной принадлежностью были поэзия и искусство. На пирах их представляли жонглеры — странствующие музыканты и певцы. Музыканты играли на арфе — любимом музыкальном инструменте в средние века, гуслях (это был треугольный ящик с отверстием посередине и натянутыми струнами), лютне и ребеке — подобии скрипки. Одетые в длинные платья жонглеры усердно исполняли один музыкальный фрагмент за другим. Музыка чередуется с пением или сливается с ним. Среди исполнителей находится один серьезного вида жонглер. Это певец исторических песен о подвигах святых и рыцарей. Свои песни он будет петь после обеда. Тем временем на смену музыкантам приходят акробаты. Этот вид искусства зародился еще в Древнем Риме и был унаследован народностями Западной Европы. Один из акробатов встал на шар; стоя на нем и подталкивая его ногами, он стал кружиться по залу. Другой принялся ходить на руках. Еще двое подняли обруч, а третий начал прыгать сквозь него. Некоторые из артистов искусно подражают пению соловья, крику павлина и серны. Фокусник изрыгает огонь и вновь глотает его. В таких развлечениях обед незаметно подошел к концу. По завершении его каждый из присутствующих пропел какую-нибудь песню. Закончилась трапеза мытьем рук, и все общество поднялось из-за стола. Гости разбрелись кто куда. Одна группа собралась в соседней комнате вокруг хозяйки, которая стала раздавать гостям недорогие подарки – кушаки, застежки и т.п. Другие гости во дворе наблюдают борьбу двух медведей, смеясь над их неповоротливыми и смешными движениями. Молодежь устроила игры на свежем воздухе, а позже принялась за свое любимое занятие — танцы. Танцы тех времен походили на хороводы и сопровождались пением участников. В это же время образовались группы для игры в шашки, в кости и шахматы. ИГРА В ШАХМАТЫ Игра в шахматы считалась благороднейшей из игр. Шахматные доски сделаны из слоновой кости, а в иных случаях из серебра и даже золота. Фигуры изготовлены из слоновой кости и черного дерева и имеют большие размеры. ПЕВЕЦ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСЕН Наступают сумерки. Хозяин замка приглашает присутствующих послушать певца исторических песен. Большинство гостей спешат на призыв и собираются в том же зале, где был обед. Все смолкают. Певец выступает вперед, откинув на плечи свои роскошные кудрявые волосы, прикладывает к подбородку нижний конец своего любимого инструмента, проводит смычком по его струнам и после короткого вступления начинает петь. Когда он кончает пение, его щедро осыпают похвалами. Время пролетело незаметно. Зал озаряется светом свечей, поставленных на высокие канделябры. Возникает суматоха — стол накрывают для ужина. После ужина большинство гостей разъехалось. Хозяин проводил их до коней и осушил вместе с гостями последний кубок с пожеланием счастливого пути. Остальные гости остались ночевать в гостеприимном замке. Загремели цепи — поднимаются мосты. Караул обходит стену, бряцая оружием. Прозвучали сигнальные трубы. Камергер принес усталому хозяину тяжелую связку ключей. Вскоре весь замок погрузился в сон. ![]() ![]() 1454 г. Филипп Добрый и его придворные на «фазаньем пире» в Лилле принесли клятву отвоевать Константинополь у неверных. В то время население города перевалило за 25 тысяч; это был один из крупнейших центров Бургундских Нидерландов В широко известной "Клятве Фазана", которую произнес Бургундский граф Филип Добрый в городе Лиль, в 1454 году. Один за другим гости клялись над птицей, чтобы их слышали и видели все собравшиеся, как друзья, так и законспировавшиеся враги. Тогда по обычаю птицу резали и каждый кушал свою порцию. Во время "Фазаньего пира" птица, над которой клялись, была все таки живой, и на ней было ожерелье с драгоценными камнями. Таким способом произнесенные клятвы были невозвратимо свяжующими и, по той же причине, роковыми. Скоро после взятия Константинополя Филипп Добрый герцог Бургундский собрал в Лилле во Фландрии все высшее сословие своего государства и на одном рыцарском празднестве старался возбудить энтузиазм в рыцарях Креста. Среди зрелищ и блистательных рыцарских церемоний вдруг показался слон, которого вел гигант сарацин; на спине у слона была башня, в которой была заключена женщина, облаченная в траурную одежду. Эта женщина, представлявшая собою христианскую церковь, вышла из своего заключения и, обращаясь к герцогу Бургундскому, произнесла длинное стихотворение, заключавшееся в жалобах на бедствия, которыми она была обременена; в особенности жаловалась она на вялость и на недостаток усердия государей и рыцарей в том, чтобы помочь ей. Филипп Добрый, прибавляет Оливье де ля Марш, посмотрел с состраданием на "даму - святую церковь"; потом герольд громко провозгласил, что он клянется прежде всего Богу, Творцу своему, Пресвятой Деве, "дамам и фазану", что он будет сопровождать короля Французского и будет служить ему "так хорошо, как только благодать Божия допустит его", если христианнейшему монарху будет угодно "подвергнуться подвигу защиты веры и сопротивления достойному осуждения предприятию великого турка". ![]() Jean Fouquet, Les grandes chroniques de France, vers 1460 ![]() Le voeu du faisan, par Paul Lehugeur В средневековой Франции было модно произносить клятву у жареного куска мяса, который позднее будет разрезан Павлина, самую благородную из птиц, для пира готовили так: его кожу осторожно снимали вместе со всеми перьями, а каркас начиняли, жарили, "позолачивали" яичным желтком, и жареную птицу опять зашивали в ее же перья. Хвост поднимали, ноги покрывали золотом, голову, вместе с ее перьями, возвращали на место. По грандиозным случаям этого павлина, держащего в клюве кусок подожженной шерсти, приносили на золотом или серебряном подносе (чаще всего несла молодая девушка из семьи хозяев), и клали на стол перед самым важным гостем. Он должен был поклястся, держа руку над птицей; например, он клялся, что будет первым, кто воткнет свое копье в противника, или первым, который поднимет флаг во имя своей дамы в захваченном городе. Ритуал этот, вне всякого сомнения, весьма древний. Обет приносят во время пира, клянутся птицей, которую подают к столу и затем съедают. У норманнов — это круговая чаша, с принесением обетов во время жертвенной трапезы, праздничного пира и тризны; в одном случае все притрагиваются к кабану, которого сначала доставляют живьем, а затем уже подают к столу. В бургундское время эта форма также присутствует: живой фазан на знаменитом пиршестве в Лилле. Обеты приносят Господу и Деве Марии, дамам и дичи. По-видимому, мы смело можем предположить, что божество здесь вовсе не является первоначальным адресатом обетов: и действительно, зачастую обеты дают только дамам и птице. на руке В налагаемых на себя воздержаниях не слишком много разнообразия. Чаще всего дело касается еды или сна. ![]() Grandes Chroniques de France, XIVe siécle Филипп Добрый усиленно поддерживал идею рыцарства при своём дворе. В 1430 г. он создал "Орден Золотого руна". Его герцогство не имело постоянной столицы, и двор был то в Брюсселе, то в Брюгге, то в Лилле, и в этих городах часто устраивались рыцарские турниры. В 1454 г. Филипп хотел устроить крестовый поход против Османской империи, однако замысел этот так и не был осуществлён. ВИДЕО К ВОПРОСУ О "НЕПОВОРОТЛИВЫХ" ЕВРОПЕЙСКИХ РЫЦАРЯХ XV ВЕКА: ![]() Прибытие на турнир королевской четы. ![]() Предварительное развлекательное выступление танцовщиц. ![]() Рыцарский турнир в честь Филиппа II Шпанского. ![]() Рыцарский турнир. Миниатюра из хроники Фруассара. ![]() Торжественное открытие турнира. ![]() Маршалы турнира - распорядители и судьи. ![]() Участники конного турнира. ![]() Один из участников. ![]() Зрители из числа челяди. ![]() Конный турнир на копьях. ![]() Выбор копья очередным участником. ![]() ![]() ![]() ![]() Конный бой на мечах. ![]() Пеший бой на мечах. ![]() Оруженосцы, болеющие за своего рыцаря и готовые вступить в бой с оруженосцами противника. ![]() В завершение турнира и для улучшения аппетита перед веселым пиром - пеший бой стенка на стенку. ![]() Завершающее турнир выступление танцовщиц. Все участники турнира переодеваются и отправляются в замок на веселый званый пир. Первый европейский ужин при свечах состоялся в VI веке, поскольку именно в то время появились первые свечи, сделанные из пчелиного воска. В отличие от цивилизованных античных времен, во времена вызванного воинствующим христианством всеобщего одичания и религиозного мракобесия даже при королевских дворах не было ни скатертей, ни тарелок. Кушанья накладывали в углубления на дубовом столе. Ели руками и ножами, руки вытирали о свою одежду или об одежду соседа. Начиная с середины I тысячелетия христианская дикость плотно накрыла Европу на целое тысячелетие. В конце концов пришло время, когда давно рассчитанная таблица пасхалий (дат Пасхи) закончилась, а во всей Европе никто не мог посчитать таблицу дальнейших пасхалий. Для этого пришлось снаряжать специальную экспедицию в Византию, где за несколько часов произвели новые расчеты и составили европейцам таблицу на сотни лет вперед. Страшную средневековую дикость, сопровождавшуюся ужасающими злодеяними христианской церкви, удалось начать преодолевать лишь в эпоху Ренессанса (Возрождения). Тогда стали понемногу ограничивать власть церкви и опять вспомнили об античной культуре. ![]() В начале Средневековья в Европе одними из основных растительных продуктов питания были желуди, которые ели не только простолюдины, но и знать. Из желудевой муки пекли вкусный питательный хлеб, из дробленых желудей варили разные каши. Обычно, желуди предварительно вымачивали в воде, чтобы убрать возможную горечь. В те времена людей было мало, лесов много, и желудей с избытком хватало на всех. Сейчас желудевый хлеб можно попробовать только в редких дорогих ресторанах. Очень широко использовались лесные орехи (лещина). ![]() Мясо и рыбу в Средневековье часто если солеными, что исключало инфекции и быструю порчу продуктов. Именно поэтому всем так понравились восточные пряности: они скрашивали надоевший вкус солонины. Вот картины нехитрого стола средневековой Европы: ячменные похлебки, желудевый и пшенично-ржаной хлеб и, конечно, здоровенные куски мяса. Наши средневековые предки оставили нам массу рецептов всевозможных рулетов из мяса. С приходом некоторой сытости в отдельно взятые дома, на столах рыцарей и почтенных горожан появляются более сложные блюда, приготовлением которых занимается не старушка мать или стряпуха-жена, а настоящий профессиональный повар! Помните, у Гауфа Карлик-Нос нанялся поваром в герцогский замок? Как свидетельствуют хроники, особенной любовью к мясу отличался король Генрих VIII «Синяя Борода». Рыбу подавали вареной, запеченной с овощами или в виде набитой рыбным фаршем рыбьей шкуры (фаршированная рыба). Пить в Средние века предпочитали пиво, вино и хорошо перебродивший квас, поскольку канализации и систем очистки воды не существовало, и вода являлась разносчиком инфекций. ![]() Конечно, стеклянных кружек у простолюдинов не было. Они пользовались деревянными, керамическими и оловянными кружками. Посуда была каменная (это и ныне лучшая посуда), керамическая и деревянная. Варку в деревянной посуде проводили закладываем раскаленных камней. Люди побогаче для приготовления пищи использовали железную и луженую оловом медную посуду. Белый и серый пшеничный и черный ржаной хлеб в то время представляли потенциальную угрозу здоровью. Во-первых, в зерне, зачастую, было много ядовитой спорыньи. Во-вторых, зерно хранилось в небезопасных условиях и нередко было поражено грибковыми заболеваниями. Простой народ ел разнообразные каши, которые в то время были такими твердыми, что их можно было резать на ломти. Из чего состояла каша, было несущественно - в кашу клали все, что было под рукой. Одной из главных особенностей «простой» кухни того времени было полное отсутствие горячих блюд. Например, французский луковый суп не варили, а просто стругали луковицу в воду. Дело в том, что тогда простой народ не имел права рубить леса для собственных нужд без особого разрешения феодала-рыцаря. Так что для кухни просто не было дров. Конечно, рыбы и дичи хватало на всех. Но охотиться на красную дичь протолюдинам запрещалось - это было привилегией господ-рыцарей. Лучшим блюдом в холодное время года благородные средневековые рыцари считали сало. Его ели соленым, топленым, приправленным укропом и другой пряной зеленью. ![]() Соленое сало. ![]() Вареный рулет из сала. ![]() Говядина в кисло-сладком соусе из слив и изюма. ![]() Говяжья вырезка по-рыцарски. ![]() Говяжья вырезка, запеченная с овощами. ![]() Жаркое в глиняных горшочках. ![]() Куриный рулет с яйцом. ![]() Рагу из кролика. ![]() Свинина на косточке, жаренная с овощами. ![]() Свиной стейк по-датски с зеленью, овощами и морковью. ![]() Стейк из говяжьей вырезки. ![]() Форель с белым вином. ![]() Форель с тыквенно-желудевыми драниками. ![]() Яблоки с ребрами по-шведски. ![]() Сервировка блюд рыцарского пиршественного стола. ![]() ![]() Вареная колбаса из рубленой ветчины в кишках. ![]() Вареная колбаса из перемолотого фарша в кишках. ![]() Вареная колбаса из перемолотого фарша с салом и фисташками в кишках. ![]() Рыба в кляре. ![]() Жареная колбаса в кишках. ![]() Сервировка запеченной рыбы для пиршественного стола. ![]() Свинина варено-копченая. ![]() Мясной хлеб, запеченный в печи. ![]() Фазан жареный. ![]() Грибное рагу. ![]() Каша из желудей с грибами под сметаной. ![]() Окорок запеченный с фаршированными морковью печеными яблоками. ![]() мастики Оладьи из рубленой говяжьей печенки, с добавлением яиц и муки из желудей, и кулеш (жидкая каша с салом). ![]() Кнедлики со сметаной. ![]() 1. Запеченная в печи похлебка в горшочках, закрытых тестом. ![]() 2. Запеченная в печи похлебка в горшочках, закрытых тестом. ![]() Рулет из птицы. ![]() Запеканка. ![]() Средневековые котлеты - 1. Морковные котлеты; шарики из мяса птицы; котлеты из птицы. ![]() Средневековые котлеты - 2. Палочки из птичьих грудок; котлеты из мясных субпродуктов; фрикадельки из рубленого мяса. ![]() Средневековые котлеты - 3. Мясные котлеты с овощной начинкой (зразы); свиные шницели; мясные тефтели. ![]() Мясной рулет с овощами. Кроме знаменитого паштета "сюзерен", заколдованный Карлик-Нос готовил своему господину и такой рулет. Для этого Карлик-Нос брал 1 кг телячьего филе, пару отварных морковок, горсть отварной спаржевой фасоли, корень петрушки, корень сельдерея, сушеный сладкий перец, горчицу, черный молотый перец, сливочное масло, кориандр и лимонный сок. Филе разрезал на огромном поварском столе так, чтобы получилась развернутая пластина из мяса. Слегка отбивал с двух сторон, натирал смесью лимонного сока и горчицы, посыпал специями с обеих сторон и на одну из них по всей поверхности раскладывал нарезанную длинными брусочками морковь, стручки фасоли и коренья с сушеным перцем. Сверху укладывал кусочки сливочного масла и сворачивал в плотный рулет. Обвязывал нитью, укладывал на раскаленную сковородку, быстро обжаривал на масле с двух сторон. Затем добавлял овощной бульон, оставшийся от варки морковки и фасоли, и ставил все это в огромный очаг дворцовой кухни. (В наше время для запекания рулета можно воспользоваться разогретой до 200 гр. С духовкой.) Бережно наблюдая, заколдованный герцогский повар запекал чудо-рулет около полутора часов, поливая выделившимся соком. По желанию герцога подавал рулет на стол горячим или холодным. Герцог любил брать вино и такой рулет с собой на охоту. ![]() Печенки птичьи, обжаренные на масле с клюквой и вишней. ![]() Шейки птичьи (можно взять куриные), фаршированные начинкой из рубленого птичьего мяса с кусочками овощей, сбрызнутые маслом и запеченные в очаге (в духовке при 180-200 гр. С) до поджаристой корочки. мастер класс маршал из мастики ![]() Печеные яблоки, начиненные медом и орехами, - самый распространенный средневековый десерт. Александр ДЮМА << предыдущая страница следующая страница > |
Рекомендуем посмотреть ещё:
Дед Мороз. Все о Деде Морозе. История Деда Этикет и все что с ним связано






