Лыжи можно изготовить самому. Для этого нужно иметь под руками немногое: пилу, топор, рубанок, стамеску. Лучшая порода дерева для изготовления лыж – береза. Если ее нет, годятся ясень, бук, вяз (серый и белый), сосна. Следует выбирать здоровую древесину – крепкую, упругую, с прямыми слоями, без сучков и трещин.

Можно изготовить лыжи из сухих досок толщиной в 4-6 сантиметров.

Дерево для заготовки лыж очисти от коры, распили на как сделать лыжу для воды бруски шириной в 10 сантиметров и толщиной в 3-4 сантиметра. Еще лучше расколоть ствол по длине так, чтобы вышла пара одинаковых брусков. Длина бруска должна равняться росту лыжника с поднятой вверх рукой.

Вытесанные бруски по концам туго свяжи. Посредине вложи распорки шириной в 8-10 сантиметров. Бруски просуши в течение 5-10 дней на печи или над плитой, поворачивая их разными сторонами к жару. Просушенные бруски остругай в форме лыж. Затем носковые концы прогрей у печи (еще лучше паяльной воды лампой или примусом) или 30-50 минут распаривай в ушате с горячей водой. Когда дерево размякнет, осторожно загни концы и закрепи их в колодке. Проследи, чтобы концы обеих лыж были загнуты одинаково. Лыжи еще раз просуши на печи в течение 3-4 дней.

После этого приступи к обработке лыжи. На нижней, скользящей поверхности круглой стамеской или рубанком выстругай полукруглый желобок. Он должен начинаться у пятки (заднего конца) лыжи и сходить на нет в том месте, где поднимается носовой загиб. Ширина желобка- 12–15 миллиметров, глубина- 2 миллиметра.

В том месте, где будет стоять нога, выдолби отверстие для носкового ремня шириной в 4-5 миллиметров и длиной в 3 сантиметра. Если поднять лыжу за носковой ремень, то передняя часть лыжи должна слегка перевешивать.

Дерево очень чувствительно к влаге. Возможно более тщательно отделай его со всех сторон, зачисти стеклом и шкуркой (наждачной бумагой) и покрой лаком, смолой или дегтем.

Чтобы лыжи хорошо скользили, пропитай смолой скользящую поверхность. Прогрей ее у печки, жирно смажь древесной смолой и опять прогрей. При этом следи за тем, чтобы лыжи при прогревании не начали обугливаться. Смола должна впитываться ровно, слой за слоем, без кипения. После пропитки скользящая поверхность должна стать темно коричневого цвета. Пока лыжи еще не остыли, вставь между ними распорку и свяжи их по концам. Чтобы на лыжи не налипал снег, бока и верхнюю поверхность натри воском. На грузовую площадку, где стоит нога, набей кусок жести, тонкого железа, гладкой резины или бересты – это предотвратит налипание снега.

Время от времени надо возобновлять пропитку лыж смолой.

Лыжи следует держать в прохладном месте. Перед походом хорошо смазывать их лыжной мазью. Возвращаясь с похода, надо очищать лыжи от снега.

Палки для лыж сделай из березы, осины или сосны. Толщина их – 2-2,5 сантиметра, длина – до подмышек. Кольца сделай из крепкого, упругого камыша, ивы или рябины. Кольца должны быть широкими – 15-18 сантиметров. На палках сделай петли из тонкого ремня или фитиля шириной в 1-2 сантиметра. Тогда можно, не бросая палки, освободить ладонь для оружия, Для ремонта лыж на ходу имей с собой тонкую жесть, маленькие гвозди или шурупы, тонкую фанеру, шило.

Снегоступы

Не всегда у бойца или партизана могут быть лыжи. В этом случае можно прибегнуть к снегоступам. Самые простые снегоступы делаются из двух тонких досок. Каждая доска должна быть примерно вдвое длиннее ступни и раза в три шире. K доске прикрепи нижнюю петлю с таким расчетом, чтобы нога стояла посредине доски, когда досок сапога или валенка будет вставлен в петлю. От обеих сторон петли отведи две тесемки или веревки. Ими нога плотно обвивается у щиколотки.

Снегоступы можно смастерить из самого разнообразного подручного материала. Для этой цели годятся, например, бочоночные клепки. Для каждого снегоступа возьми две таких клепки и соедини их планкой или шпагатом. Удобные снегоступы получаются из сиденья или спинки обычного венского стула. Можно также взять днище от плетеной круглой корзинки.

Снегоступы можно сделать из ветвей. Для этого срежь две ветки (лучше от черемухи и рябины) длиной около 120 сантиметров и толщиной в 2-3 сантиметра, согни их дугой и крепко свяжи. На такой раме сплети из веревки или ремня сетку. Сетка должна быть как можно мельче – так легче ходить на снегоступах.

Еще лучше срезать две ветки такого же размера, но изогнутые с одного конца. Положи их на землю параллельно друг другу так, чтобы изогнутые концы находились рядом и смотрели вверх. Затем между ветками вставь две распорки, длиной около 30 сантиметров каждая, а концы ветвей свяжи друг с другом. Такие снегоступы, как хорошо отогнутые лыжи, при ходьбе не зарываются в снег.

Способов соединения ветвей друг с другом и плетения сетки может быть много.

Если ветка очень хорошо гнется, то из нее одной можно сделать раму для снегоступа. Достаточно свести оба ее конца и крепко связать. Можно связать ветку в кольцо и переплести толстой веревкой или ремнями.

Веревка, из которой плетется сеть для снегоступа, обычно продергивается сквозь дырочки, просверленные в раме. Но можно просто привязывать веревку к раме. Чтобы сетка при этом сидела прочно, сделай на раме для веревки небольшие зарубки.

Веревочная сетка может разорваться под тяжестью человеческого тела. Чаще всего прорывается сетка под пяткой. Поэтому следует в этом месте вплетать в сетку кусок толстой материи или кожи. Еще лучше, если пятка будет опираться на одну из распорок.

Ледовые шипы

Против гололедицы есть простое средство – ледовые шипы, или “кошки”, которые привязываются к обуви. Такие шипы легко сделать самому.

Возьми ремень или простой кусок кожи и утыкай его гвоздями длиной в 1,5-2 сантиметра. Затем второй такой же кусок кожи нашей поверх первого так, чтобы он покрывал шляпки гвоздей и не давал им выскакивать. Получится нечто вроде большой металлической скребницы. Ремень с шипами закрепляется на обуви.

Если в распоряжении бойцов или партизан имеется кузница, то можно сделать ледовые шипы более прочными и основательными. Из полосового железа куется круг или, еще лучше, овал с двумя отогнутыми вниз скобами.

Более надежными будут альпинистские “кошки”. Это металлическая рамка, по длине и ширине равная ступне. От рамки выступают 4-6 шипов. На таких “кошках”; можно свободно подниматься по крутым обледенелым склонам.

Шипы быстро тупятся. Подтачивай их равномерно со всех сторон. Крепление шипов к обуви надо подогнать заранее.

Нарты

Для перевозки грузов и транспортировки раненых по снежной целине удобны легкие нарты.

Полозья нарт сделай из загнутых спереди досок, напоминающих лыжи. Длина их-4-5 метров. Ширина саней в пролете полозьев должна равняться ширине следа лыжника (не шире 60 сантиметров). Высота саней – 70 сантиметров, от полозьев до грузовой доски – 30 сантиметров. Груз кладут на прочную доску, которая подвешивается на сыромятных ремешках к верхней планке саней. Такие нарты не застревают в глубоком снегу.

Спереди нарт, в местах соединения носков, приделай дугу. Она предохранит сани от ударов о пни и деревья. Идущий впереди лыжник прокладывает след, по которому и движутся полозья нарт.

Тобогган

Возьми легкую широкую доску длиной в 1,5-2 метра. Обстругай гладко ее нижнюю поверхность. С боков просверли отверстия и продень ремешки или веревки для привязывания груза. В переднем конце укрепи лямку, за которую можно было бы тянуть доску. Тобогган должен иметь спереди небольшой загиб кверху, иначе под тяжестью груза он будет зарываться на ходу в снег. Для этого достаточно прибить к переднему концу доски под тупым углом деревянный щиток. Легче всего получить загиб, если сделать тобогган из листа фанеры, прибитого к брусчатой раме.

Кережка

Для езды по снегу можно применить легкую лодку под названием “кережка”.

Остовом для такой лодки служат четыре брусчатых полукольца диаметром около 50 сантиметров. Они обшиваются широкими дранками, лучше всего сосновыми. Средняя доска, образующая дно лодки, берется возможно более толстая и прочная. Эта доска выдается сильно вперед. Спереди кережка суживается, как нос любой лодки, а сзади имеет прямой срез, зашитый досками.

Длина кережки около 2 метров. В ее носу проделывается отверстие для лямки. Кережка особенно пригодна в тех местах, где во время оттепели образуются широкие разводья или полыньи.

Волокуша

При отсутствии телеги или саней небольшой груз можно перевозить по земле и снегу с помощью волокуши. К хомуту, седлу лошади или ошейнику собаки прикрепи два тонких деревца. Концы их свободно волочатся по земле. На этих концах укрепи поперечный настил. Сюда и кладется груз. На волокуше животное может перетащить больше тяжести, чем на спине.

Известен один из видов волокуши, особенно удобный для перевозки раненых. Нижние концы жердей представляют собой верхушки елок с необрубленными ветвями. Между ними прокладывается поперечный брусок, на нем укрепляется еще несколько елочных верхушек, – получается сплошной мягкий настил. При перевозке этот настил пружинит и уменьшает толчки и сотрясение.

В. Громов, Г. Васильев

________________________________________

Средневековые лыжи из Новгорода

К моменту написания книги на Неревском раскопе было найдено 9 лыж. Две из них совершенно целые, одна с обломанным концом, одна с обломанной головкой и пять обломков головок длиной до 30 см. Лыжи обнаружены в слоях 11-14 вв. При этом большинство найдено в слоях 13-14 вв.

На приводимых ниже рисунках показаны лыжи максимальной сохранности 13-14 веков. Не описывая их подробно, необходимо остановиться на общих особенностях. Лыжи сужаются к концу, при этом начало сужения приходится на район колодки крепления. Задняя часть лыжи (за колодкой) также постепенно становится тоньше. Ширина лыжи в области колодки варьируется от 9.5 до 12 см. Колодка несколько смещена к головке лыжи, что объясняется оптимальным размещением центра тяжести лыжи для удобства передвижения. Толщина лыжи в области головки – ок 1.5 см, в области колодки – 2.5-3 см, в конце – до 1 см.

Ширина отверстия для ремня крепления составляет 2 см. Нижняя поверхность лыжи могла быть гладкой или же в ней по центру выбирался желоб. Лыжи без желоба потенциально могут предполагать использование камуса для уменьшения обратного скольжения и отдачи.

Современные самодельные охотничьи лыжи практически полностью аналогичны археологическим находкам. Единственной разницей является одинаковая ширина по всей длине и небольшой загиб на конце на современных лыжах.

М.И.Петров

_________________________________

История лыж

«Живут в тех снегах чудища об одной ноге, а бегают они по снегу с быстротой невероятной — сущие дьяволы» — такими историями развлекал публику римский торговец золотом Теренций Дар, возвратившийся из далекой Снежной Земли. И он ничего не выдумал, а честно рассказал о том, что видел своими глазами. Речь шла о Скандинавии. Ее жители, видимо, были одеты в меховые шкуры с головы до ног, поэтому житель теплой Италии и принял их за «чудищ», но вот почему «об одной ноге»? Да потому, что скользили они на одной лыже (ее называли «деревянная подошва»), другая — маленькая «подметка» — использовалась для толчка.

Лыжи подобной конструкции отнюдь не самые древние.

Наверное, именно трудность ходьбы по снегу подсказала человеку идею «больших подошв». Считают, что они появились 20— 30 тысяч лет назад. Это были круглые или продолговатые дощечки. Потом их стали делать из веток — их сгибали в виде овала, а концы стягивали обмоткой из жил. В такие «лыжи» жители горных районов Армении обували даже лошадей, хотя в этом случае правильнее было бы говорить о «больших копытах». Эта древняя конструкция сохранилась до наших дней. Так, для тех, кто не умеет ходить на лыжах, в Швейцарии создан специальный клуб любителей ходьбы на снегоступах. Эти конструкции напоминают увеличенные теннисные ракетки с креплениями. В отличие от лыж ходьба на снегоступах требует меньше физических усилий, позволяет забираться в недостижимые для лыжников места. По этому виду спорта даже проводились соревнования — ходьба на 5 и 10 километров.

Наверное, какой-то наш далекий предок, ступая по склону на таких приспособлениях, поскользнулся, но не упал, а проехал некоторое расстояние. Это натолкнуло на интересную мысль — а не сделать ли скользящие лыжи? Сначала они имели разную длину — такими их и увидел римский путешественник. Но одну важную деталь не заметил его любознательный взор: снизу лыжи были подбиты мехом и скользили только по ворсу. Это очень удобно для охотников: можно легко преодолевать подъем и подходить близко к зверю — лыжи не скрипят, отдачи при беге нет. И сейчас эвенки-охотники подбивают лыжи оленьими шкурами. Древний лыжник предпочитал одну палку: ведь он прежде всего охотник или воин и ему требовалась свободная рука, чтобы держать добычу, лук, ружье.

Вскоре лыжи стали применять и в военном деле. 1500 лет назад в Скандинавию вторглись норманны, по преданию завоеватели пришли на лыжах. В XII веке норвежские короли держали на службе специальный отряд финских лыжников-воинов. А в 1444 году московская рать на лыжах отразила татарский набег на Рязань. В описании этого события в летописи, помимо прочего, впервые упоминалось об использовании лыж на Руси. Позднее, в летописях XVI и XVII веков, также встречаются записи о таких отрядах. Помогали лыжи русским партизанам в войне 1812 года, а в конце XIX века в русской армии даже ввели обязательное обучение хождению на лыжах. Успешно использовались лыжи частями связи и санитарной службы во время русско-японской войны 1904—1905 годов.


Лыжники. Скандинавская гравюра.

И конечно, лыжные батальоны и бригады сыграли значительную роль в разгроме фашистов.

Путь лыж к широкой популярности был довольно тернист. Все началось с легенд о «снежном дьяволе», в которого верили древние италийцы. Позднее «снежным дьяволом» стала запугивать своих прихожан католическая церковь. Всех, кто пробовал надеть на ноги «выдумку дьявола», предавали проклятию — анафеме. Но остановить распространение лыж не удалось. Уже в 1555 году в России, жителей которой иностранцы называли лыжебежцами, состоялись первые лыжные гонки с призами. Есть упоминание о таких соревнованиях в Норвегии в середине XVIII века. Правда, в них могли участвовать только воины; в 1867 году в норвежской области Телемарк были проведены гонки, в которых могли уже участвовать все желающие.

В России в конце прошлого века гонки лыжников не являлись редкостью. В 1895 году создан «Московский клуб лыжников», но первый национальный чемпионат состоялся только через 15 лет. Он проходил на Ходынском поле в Москве. 14 гонщиков состязались на дистанции 30 километров. Гонку выиграл Павел Бычков, пройдя трассу за 2 часа 26 минут и 47 секунд. Но победа доставила гонщику немало огорчений. Дело в том, что победитель был дворником. И на страницах прессы развернулась дискуссия: можно ли считать любителем человека, чья профессия связана с физическим трудом?

Поистине массовое увлечение лыжным спортом началось в мире с конца прошлого века, когда норвежские исследователи пересекли Гренландию с запада на восток на «досках». В газетах появились фотографии всемирно известного полярного исследователя Нансена, стоявшего на лыжах.


Лыжи северных народов.

Лыжи стали не только популярными, но и модными, а это породило немало курьезов. Шикарно одетые барыни атаковали мастеровых, работавших по дереву, умоляя их выточить маленькие лыжцы для своих собачек; пылкие кавалеры дарили дамам сердца лыжи, рассчитанные для езды вдвоем.

Первая попытка «осмыслить» лыжи, то есть создать их оптимальными по размерам и форме, была сделана еще в 1644 году датчанином Саксо. Он выполнил первый в истории чертеж скользящих лыж. Сначала они получились широкими и короткими. Но с течением времени их форма постепенно изменялась и в конце концов приняла современный вид, который оказался более удобным для хорошего скольжения и практичным. Долгое время лыжи делали из цельного куска дерева, лучшим материалом считалась береза. Потом появились клеёные лыжи — из нескольких слоев фанеры с окантовкой по краям. С 1974 года началась эра пластиковых лыж. Всего за несколько лет они практически полностью вытеснили из спорта деревянные лыжи. Это произошло благодаря их меньшему весу, большей прочности и отличным «беговым» качествам.

Однако многое зависит и от выбора мази. Первые лыжные мази появились в начале века. И сразу же возникли не только рецепты, но и секреты. При этом вот что любопытно: время пробега десятикилометровой дистанции хорошим лыжником сейчас составляет 34—35 минут, а полвека назад — 27 минут. Парадоксально! Ведь лыжники стали сильнее и выносливее. В чем же причина? В лыжах или в мази? Ни в том, ни в другом. «Виновата» трасса. Раньше ее прокладывали только по ровной местности, а теперь по пересеченной. На пути лыжника встречаются и речки, и канавы, и ледяной покров озер. И если раньше у мази была одна задача — увеличить скольжение, то теперь его приходится и увеличивать, и уменьшать. Основа мази осталась прежней — парафины и воски, а для улучшения сцепления со снегом в них стали добавлять каучук и резину. И тем не менее универсальную мазь на все случаи жизни создать нельзя.

Совершенствуются и лыжные палки. Например, внутрь каждой рукоятки вставляется спрессованный из смеси измельченного угля с глиной гладкий стержень, который зажигается спичкой и тлеет 4 часа. Даже в мороз можно идти по трассе без рукавиц.

Каким образом только не пользуются лыжами! Еще в начале прошлого века один американский скотовод решил прокатиться со своей подружкой. Они вышли за город, и вдруг сильный порыв ветра раздул, как парус, юбку девушки, которая с большой скоростью унеслась от юноши. В тот же день предприимчивый американец уже катался на лыжах под парусом.

С некоторых пор на лыжах катаются не только по снегу, но и по воде. На одних несутся на большой скорости за катером, для других катер не нужен: каждая лыжа состоит из двух продолговатых баллонов, связанных между собой ступенькой. К концам палок также прикреплены маленькие цилидрические надувные баллоны. В них просто «гуляют» по воде. Позже появился серфинг — катание на досках в волнах прибоя. А на севере Австралии снега никто никогда не видел, но это совсем не значит, что там не катаются на лыжах. Катаются, да еще круглый год, — по песчаным откосам.

В некоторых странах большую популярность приобрели «травяные» лыжи. Это резиновая гусеница в металлической раме, снабженная пластмассовыми роликами. Такой скорости, как на обычных лыжах, достичь нельзя, но зато можно тренироваться летом.

Изобретателем горных лыж считают Матиаша Збарского. В 1891—1892 годах он переделал норвежские лыжи в альпийские, сумев придать им маневренность и устойчивость в условиях стремительного спуска по горным кручам.

Появились и крылатые лыжники. Родоначальник этого вида спорта — австрийский инженер И. Крупка. Благодаря крыльям, которые он разработал, слалом и прыжки стали намного интереснее. Крылья сделаны из очень легкого металла. Носят их в специальном рюкзаке. Перед прыжками-полетами лыжник надевает пояс с нагрудником, к которому прикреплен массивный пруток, несущий крылья. И неизвестно, какие еще конструкции появятся…



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Уроки для начинающих воднолыжников - учимся Резинки канзаши новые идеи мастер классы

Как сделать лыжу для воды Как сделать деревянные лыжи ВСЁ СВОЁ!
Как сделать лыжу для воды Как кататься на парных водных лыжах
Как сделать лыжу для воды СНЕГОХОД СВОИМИ РУКАМИ - ФОТЕРТЕЖИ
Как сделать лыжу для воды Как выбрать лыжи для охоты - ru
Как сделать лыжу для воды Как сделать фильтр для воды
Как сделать лыжу для воды 32 простые и быстрые прически на лето за 5 минут
Как сделать лыжу для воды Fallout: New Vegas: Все коды - Читы - чит коды, nocd, nodvd
Как сделать лыжу для воды Беседка своими руками: чертежи, фото. Как сделать беседку
Как сделать лыжу для воды ГДЗ по физике за 9-11 классы к сборнику задач по


Похожие новости