Школа-гимназия №2   г.Хромтау

Аманалы Айгулим 5класс

Тема

«Развитие моторных навыков и творческих способностей с помощью занятий бисероплетением»

Руководитель     Рысева Ю.В.,

учитель школы-гимназии №2 г.Хромтау

г.Хромтау

2010-2011гг.

Содержание

1. Введение                                                                                                                                   3-4

1.1. Бисероплетение. История бисера                                                                                         5-7                                                              

1.2 Материалы и инструменты, необходимые при работе с бисером. Типы бисера в               8 зависимости от покрытия (способа окраски)

2. Основное содержание

2.1 Развитие творческих способностей                                                                                         9

2.2  Творчество и развитие мелкой моторики рук.                                                                 10-12                                        

2.3. Зачем нужен бисер ребенку 21 века?                                                                                13-14                                        

3. Исследования

3.1 Методика диагностики начального уровня развития умений и навыков при работе с бисером и стеклярусом                                                                                                                15

3.2. Диагностика умений и навыков учащихся-членов кружка на начальном периоде работы с бисером.                                                                                                                                     17

4. Выводы и рекомендации                                                                                                    21-22

5. Используемая литература                                                                                                       23

Истоки способностей и дарований детей – 
на кончиках их пальцев.
В.А. Сухомлинский

                                               Бисероплетение

Бисероплетение формирует творческие способности детей разного возраста. Какими бы задатками ни обладал бы ребенок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Все это развивает волю, укрепляет внимание и память. Очень важно развивать интерес к познанию и творчеству.

Творческий человек, как правило, более успешен во всем: от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создать условия для развития их творческих способностей.

Техника бисероплетения требует тонкого понимания красоты, безукоризненного вкуса, художественного такта, фантазии и, конечно, мастерства; воспитывает усидчивость, терпение. Бисероплетение - достаточно сложное и кропотливое занятие, оно требует большого внимания и аккуратности.

Этот вид творчества воспитывает навыки самостоятельности, умение работать сосредоточенно, не отвлекаясь, длительное время повторять бесконечный ряд одних и тех же движений, находя в этом своеобразную красоту и ритмику. Данный вид творчества на сегодняшний день является востребованным, так как он имеет долгосрочную направленность, при дальнейшем его совершенствовании и материальной поддержке, он окажет содействие по возрождению народного творчества. Бисероплетение - не новый, но очень интересный вид рукоделия.

Работая над темой со своим руководителем, мы пытались выяснить помогают ли занятия бисероплетением развивать моторные навыки и формировать творческие способности детей? Зачем нужен бисер ребенку 21 века? Что же дают занятия бисероплетением?

Новизна  работы заключается в том, что, на занятиях бисероплетением возможно развивать моторные навыки и формировать творческие способности учащихся разного возраста, а также данный вид не только способствует развитию мышления, моторных навыков, но и украшает внешний вид человека, женщину, девушку, тем, что таких самобытных, особенных, индивидуальных украшений нельзя нигде купить.

 Для выполнения проекта я поставила

Цель: изучить возможность использования элементов бисероплетения для  развития моторных навыков на уроках технологии и  во внеурочное время,  доказать, что занятия бисероплетением развивают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, трудолюбие, инициативность. Занимательность работы бисером способствует развитию фантазии, творческой активности, художественного вкуса.   

В соответствии с целью исследования подразумевается выполнение следующих задач:

1. изучить литературные и другие источники по теме проекта,  собрать необходимую информацию;

2. составить план работы и подготовить необходимые материалы, соответствующие назначению изделия;

3. совершенствовать навыки в практической работе и освоить новые способы бисероплетения

4. сформулировать идеи для панно, составить эскиз и разработать технологию его изготовления;

При выполнении работы использовались следующие методы:

1.        практический

2.        частично – поисковый

3.        получение результатов.

      4.        исследование

ИСТОРИЯ  БИСЕРА

Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия - создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник где он применяется ( ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером ) бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим. Все остальные виды рукоделия и ДПИ ( мозаика, вязание, ткачество, вышивка, проволочное плетение ) без бисера может и потеряют часть своих декоративных возможностей,  бисероплетение же прекратит свое существование.Это связанно с тем, что технология бисероплетения носит самобытный характер. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

Бисер — один из самых удивительных материалов для рукоделия: в нём и загадочный блеск, и сочность красок, и четкость линий, и неограниченные возможности творческого поиска. Первыми и сразу полюбившимися человечеству украшениями из бисера стали бусы. Они вошли в многочисленный ряд предметов, которыми человек украшал себя в древности. Изделия из бусинок, бисера, всяких стекляшек, нанизанных на конский волос, травинку, а позднее нитку и – уже в наше время – леску, известны с древнейших времен.

Родиной бисера считается Древний Египет, где из непрозрачного стекла изготавливали крупные бусы. Процесс обработки стекла совершенствовался, и бусины становились всё мельче и мельче. Так появился бисер. А само слово "бисер" произошло от арабского "бусра", что означает бусинки с отверстиями. Он был хорошо известен в Античном мире и у некоторых народов даже служил меновой монетой. В Африке в рабовладельческие времена за несколько связок бисера можно было купить раба. Бисер наделяли магической силой и приписывали ему свойства оберега. Наибольшего совершенства производство бисера достигло в Венеции. Рецепты изготовления прозрачного и цветного венецианского стекла строго оберегались — за их разглашение полагалась смертная казнь. Особой интенсивностью производство бисера отличалось в XV - начале XVI веков.

Из Египта стекольное производство распространяется на Кавказ, в Рим и проникает в Византию, а также в центральную и северную Европу. Из Византии секреты производства стекла перешли в молодую Венецианскую республику. С XII века на острове Мурано (около Венеции) выпускался бисер хорошего качества, многих цветов и оттенков, различной степени прозрачности стекла, отлично калиброванный и прекрасно сочетающийся в изделиях с драгоценными камнями. Наибольшее развитие искусство изготовления изделий из бисера в Европе и в России получило в первой половине XIX столетия. Из бисера плели украшения, использовали в ткачестве, вязании и вышивке. Техника изготовления изделий передавалась из поколения в поколение.

В Египте и Индии бусами украшали одежду, шею, руки, ноги — да, впрочем, всё, на что их можно надеть, пришить, привязать, вплести и так далее. В Индии такие изделия называются хар, в Эфиопии — чале, в Болгарии, Румынии и Молдове — гарданы и згарды, в Беларуси — пляценки и горлячки, в Украине — герданы и сыплянки, в Литве — каролинес, в Узбекистане — зебигардан, в Словении — нагрделники, в России — ожерелки, цепочки, гайтаны и — “фенечки”. Словом, где их только не носят и как их только не называют!

Бисер обычно воспринимается как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля «стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом... В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом... и насыпаны стеклярусом по зеленой земле». Различное расположение цилиндриков стекляруса подчеркивало игру света в изделии. Сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получили название «французские обои». Этими «обоями» был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II. Для многих народов элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Во всех типах народного костюма разнообразием и богатствам отделки выделялись женские головные уборы. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотным шитьем, стеклами в металлических оправах. Жемчужное шитье известно еще с Х века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения. С середины XVIII века в народном костюме наряду с жемчугом стали использовать и бисер. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над поверхностью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения.

К началу ХIХ века в стране начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в скорости да в спорости. Недаром считалось, что "бороной да иглой деревня стоит".

В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали рукоделию крепостных девушек. Помещичьи дочери и жены обычно вышивали основной узор, а фон выполняли крепостные мастерицы.

В городах почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Семья собиралась в гостиной, читали вслух, музицировали, вели беседы, а женщины занимались рукоделием. Светские дамы, купчихи, горожанки, преуспевшие в этом искусстве, участвовали в отечественных и зарубежных выставках и получали награды. Богатая девица коротала время, а бедная зарабатывала на хлеб. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования.

Не гнушались рукоделием и царственные особы. В хоромах на женской половине в специальной светлице изготовляли церковную утварь, подчас очень высокого качества; из мирских вещей любили расшивать вошвы — бархатные и атласные платки, украшали бисером дамские шапочки, башмачки и многое другое.

Искусство изготовления изделий из бисера – одно из самых загадочных и интересных. Интерес к этому виду творчества в разное время то резко возрастал, то исчезал практически полностью. В середине 20 века казалось, что оно ушло в прошлое, но начиная с 70-х годов бисероплетение стало потихоньку возрождаться.

На современном этапе развитие бисерного бисероплетение качества рукоделия идет в двух направлениях. Прежде всего — это изучение его возможностей материала, и естественно возникающая отсюда тяга к освоению традиций, внимание к национальным особенностям. Второе направление — экспериментальное. Поиск новых форм, совершенствование уже известных технических приемов и разработка новых комбинаций приводят к неожиданным художественным находкам и дают интересные результаты.

В последнее время бисероплетение — старейший вид рукоделия — занял определенное место в современной моде. В новых коллекциях украшений дизайнеры соединили бисерное плетение, стеклярус и перья.  Богатейшая цветовая гамма бисера, неограниченные возможности моделирования изделий из бусинок, большой ассортимент различных украшений могут осуществить любую мечту самой капризной модницы. Колье и серьги, пояски и брошки, шапочки и браслеты, заколки и сумочки в сочетании с натуральными камнями, жемчугом и янтарем придают внешнему виду оригинальность и неповторимость.

Материалы и инструменты, необходимые при работе с бисером

 Бисер – мелкие шарики, цилиндрики, многогранники из стекла, металла, пластмассы или кости (до 2 мм) со сквозными отверстиями для низания:  
- круглый 
- рубка (короткие трубочки) 
- косая рубка 
- богемский (граненый) 
- «новый дизайн» (отверстие не по центру, а смещено) 
• Стеклярус – трубочки из цветного стекла: 
- обычный 
- витой 
- гранёный 
• Бусины – крупный бисер (более 2 мм): 
- кристаллы (граненые бусины) 
- рис (вытянутые бусины) 
- «жемчуг» (с перламутровым покрытием)

• Нити: 
- толстые (прочны и упруги, но сильно заметны) 
- из синтетических волокон (долго сохраняют прочность, красивы, но не упруги) 
- из натуральных волокон (приятны в работе, не скользят, но недостаточно прочны и долговечны) 
- армированные с лавсаном (сочетают в себе достоинства натуральных волокон и прочность синтетики) 
• Леска (прочна, прозрачна, но не очень упруга, легко коробится) 
• Проволока (достаточно тонкая, ровная, без заломов) 
• Иглы (тонкие, проходящие через отверстия в бусинках) 
• Застёжки (замки): 

Типы бисера в зависимости от покрытия (способа окраски)

        Устойчивость бисерного покрытия зависит не только от его типа, но и от производителя: так, японские фирмы выпускают бисер с более стойкими покрытиями, чем, например, китайские, которые однозначно будут облезать гораздо быстрее. Не ленитесь проводить самостоятельные тесты на устойчивость окраса вашего бисера, чтобы потом не жалеть об испорченном изделии. Протестировав ваш бисер, вы сможете использовать его в наиболее подходящих проектах в зависимости от устойчивости его покрытия.

Методы исследования

  1. Возьмите небольшое количество "испытуемого" бисера и поместите его на пару дней в майонез. По истечении 2-х дней выньте его, промойте и просушите, а затем сравните с бисером, который не подвергался "майонезной обработке": если бисер, обработанный майонезом, потерял свой блеск - то весь такой бисер со временем потеряет свой блеск.
  2. Потрите испытуемый бисер шкуркой или пилочкой для ногтей, и посмотрите, слезает ли с него краска. Если краска слезает легко, задумайтесь, стоит ли использовать такой бисер в украшениях, которые будут постоянно тереться о тело или одежду.
  3. Положите испытуемый бисер на подоконник так, чтобы на него попадали прямые солнечные лучи. Через несколько дней сравните испытуемый бисер с тем, который солнечному воздействию не подвергался.
  4. Поместите испытуемый бисер в мыльную воду на несколько часов. Потрите его, промойте, высушите, а затем сравните с тем, который не подвергался мыльной обработке.

Развитие творческих способностей

В настоящее время, время стремительных социальных изменений, в развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения творчески мыслить. Вот почему актуальна проблема развития творческих способностей учащихся. Важной задачей современной школы является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений, это «резерв» духовного развития человека. В развитии творческих способностей учеников имеет большое значение индивидуальный подход при обучении и воспитании.

Современная психология доказала, что любая способность развивается только в процессе деятельности. Какими бы задатками не обладал ребенок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Все это развивает волю ученика, укрепляет его внимание и память.

Американский психолог Фромм говорил, что творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелостью.

Творческий человек, как правило, более успешен во всем – от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей.

В процессе овладения бисерными промыслами ребята приобретают навыки плетения, ткачества, вышивки бисером и стеклярусом, знакомятся с основами имиджа и дизайна. В ходе работы с бисерными материалами дети расширяют кругозор, повышают эстетический уровень и художественный вкус, а самое главное — учатся творчески мыслить, комбинировать, разрабатывать авторские модели бисерных изделий.

                                     Творчество и развитие мелкой моторики рук

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

Бисероплетение - это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальчиков. Во-вторых, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать оттенки и тренирует зрение. В-третьих, создавая фигурки из бисера, ребенок развивает свои творческие способности, фантазию и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук. За нас сегодня практически все делают машины. Мало кто стирает руками, а тем более вышивает и вяжет. Единственное, что способны освоить современные дети, — это кнопки компьютерной клавиатуры. И родители никак не реагируют на эту опасную безрукость. А зря! Потому что нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук: ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.
        Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Также они способствуют развитию пространственного ориентирования, речи и творческих способностей.
        Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали например, бисероплетение Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

 Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Исследованиями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. И, наоборот, у детей с нарушениями речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.

Известный исследователь детской речи М.И. Кольцов пишет: «… Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевой реакции состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный  аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Поэтому для детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к рисованию, а в дальнейшем – к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Моторная ловкость может эффективно развиваться и в различных видах ручного ремесла. Бисероплетение – не самое простое из детских занятий, зато очень увлекательное и полезное для развития воображения и мелкой моторики ребенка.

                                                       «Плетем» настроение

Изготовление бисерных украшений — деятельность, которая уникальна перспективным видением всего процесса. Продумывая модель, ребята хорошо представляют объект своей работы. Дети овладевают различными приемами плетения, вышивки и ткачества, что стимулирует самостоятельную творческую деятельность и, как следствие этого, развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала личности. Вкладывая в свою работу любовь и талант, ребята создают простые и наивные изделия, но в них проявляются их взгляды и чувства.

В процессе развития творческих способностей школьников средствами бисерного плетения происходит переоценка детьми уровня имеющихся у них знаний, умений и навыков, повышается личная самооценка и уверенность в своих способностях, повышется творческая активность. По желанию ребёнка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Такое занятие доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. А главное, поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко,  эффектно. Бисер привлекает детей и яркостью красок, и разнообразием форм и размеров, и простотой выполнения самых причудливых изделий.

        И у детей, и у взрослых возникают удивительные ощущения, когда маленькие бусинки на глазах превращаются в изысканные картины, изящные украшения или забавные фигурки.
        Бисероплетение – отличный способ привить малышу усидчивость и аккуратность. Это занятие развивает фантазию и творческое воображение. Бисерные вещицы оригинальны, неповторимы – и в этом их прелесть. Готовую вышивку можно вставить в рамку и повесить на стену. Бисерные фигурки – отличные подарки близким. Украшения из бисера – прекрасное дополнение к праздничному платью. Замечательно, если у ребенка возникнет желание поделиться с кем-либо своими навыками. Это не только полезное «повторение пройденного», но и приобретение уверенности в собственных силах. Наверняка вокруг соберется компания единомышленников. Бисероплетение может оказаться очень кстати долгими зимними вечерами или в летний полдень, когда можно немного отвлечься от шумных занятий и просто «сплести» настроение…

                                      Зачем нужен бисер ребенку 21 века?

 А нужен ли он ему вообще?

В первую очередь, это эффективный, красочный и привлекательный (для ребенка) способ,  при помощи которого он может, как проявить свои творческие способности, так и развивать их.

Бесспорно, на настоящий момент существует множество методик, позволяющих определить у ребенка наличие творческих способностей, и, в дальнейшем, эти способности развивать.

Однако таких методик, которые, с одной стороны были бы привлекательны для ребенка, с другой достаточно понятны как родителям, так и педагогам  и легко ими воспроизводимы без сложного дополнительного предварительного обучения мало.

Бисероплетение - практическая методика. Ребенок выполняет определенные действия – в данном случае плетет какие-то изделия и эта деятельность приводит к развитию (у него) определенных способностей и качеств. При этом у юных мастеров развиваются не только способности к творчеству, творческому мышлению, но и многие качества личности крайне необходимые самому ребенку в школе (а затем человеку в жизни).

И не будем забывать  -  развитые в детстве качества, способности сопровождают нас в дальнейшем по жизни. Мы проявляем их при решении любых возникающих в нашей жизни задач, вне зависимости от их конкретного содержания.

Что немаловажно, занимаясь бисероплетением, ребенок занят не развитием своих способностей, при нем эти слова не произносятся вообще – а выполнением привлекательных мелких изделий из бисера. Достаточно предложить рабочую задачу выполнить красивую фигурку из бисера, изготовить подарок маме, украшение для себя к празднику и.т.д., и.т.д. Необходимые способности развиваются сами, попутно, в процессе выполнения работы.

Итак, что же дают занятия бисероплетением?

                     Достоинства и эколого-экономическое обоснование

Бисероплетение не приносит никакого вреда экологии, так как это:

  1. Практически безотходное производство, нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоемы.
  2. Рациональное использование природных ресурсов.
  3. При работе  нет вредного  для   организма человека запаха.

Бисероплетение и экономия в семейном бюджете:

  1. Изделия из бисера модны, востребованы.
  2. Экономия денежных средств в отличие от предметов, украшений, приобретенных в ювелирных салонах.

Бисероплетение и влияние на внутреннее состояние:

  1. Развитие творческого воображения.
  2. Развитие самостоятельности.
  3. Развитие моторики пальцев рук.

Расчет себестоимости изделия

1.        Расчет материальных затрат:

             2.        Расчет затрат на электроэнергию:

 Экономический расчет

Для того, чтобы изготовить панно, мне потребовалось:

1. По три  упаковки белого, розового  и зеленого бисера, которые стоят 30т упаковка.

2. леска для бисероплетения

3. Игла бисерная(3шт)

4. Рамка для панно

Расчет полной себестоимости изделия

Материалы

Количество

Цена за шт.

Всего

  1. Бисер розового цвета

3 пачки

30

90

  1. Бисер белого цвета

3 пачки

30

90

  1. Рубленый бисер зеленого цвета

3 пачки

30

90

  1. Леска

10 метров

100

50

  1. Игла

3 штуки

10

30

  1. Рамка для панно

1 штука

400

400

  1. Всего

750

Это гораздо дешевле готового изделия. К тому же, вещи, сделанные своими руками, хранят тепло приятных часов, которые я провела за этой работой.

Затраты на электричество я не считала, так как работала в дневное время. Стоимость   моего  панно  невелика,   отсюда   следует,   что   этот   вид рукоделия не требует больших материальных затрат.

Современные родители отлично знают, что заниматься с ребенком необходимо с самого раннего возраста – развитие памяти, внимания, речи, моторных навыков. Кто-то ежедневно проводит с малышом почти настоящие серьезные уроки, кто-то включает развивающие элементы в обычные повседневные дела, а некоторые родители придумывают своим малышам необычные веселые развивающие игры.

 Мальчишки, кстати, с удовольствием наблюдают за процессом, некоторые присоединяются, если не заострять внимание на том, что традиционно это занятие девичье. Зачастую некоторые работы мальчиков  получается даже лучше. Не знающая границ фантазия маленьких мальчишек приводит к тому, что кроме использования бисера для изготовления привычных украшений, они мастерят из него настоящие игрушки.

Часто увлечение бисероплетением многие ребята сохраняют надолго и с удовольствием проводят часы за этим занятием после школьных уроков. Для таких умельцев делать украшения уже не актуально – скорее всего, за несколько лет увлечения этим замечательным хобби все более-менее близкие родственницы и подружки уже имеют приличное количество браслетов, ожерелий, подвесок и брошей, преподнесенным юным мастером

 

   

Методика диагностики начального уровня развития

умений и навыков при работе с бисером и стеклярусом

Детям предлагается схема плетения простых цепочек с изображением направления и последовательности движения рабочей нити. Вариант А — простая цепочка с одиночным петлеобразным элементом, вариант Б — цепочка с комбинированным элементом. Дети выполняют образцы плетения в течение 20 минут.

Система оценки выполненных образцов:

Схема А. Плетение петлеобразного элемента:

  1. — самостоятельное плетение с опорой на схему;
  2. — плетение элемента с частичной опорой на схему, дозированная помощь педагога;
  3. — плетение с помощью педагога, без опоры на схему.

Схема Б. Соединение простых петлеобразных элементов в комбинированный элемент:

  1. — самостоятельный анализ соединительного узла по схеме, перенос на практику;
  2. — анализ соединительного узла с дозированной помощью педагога, выполнение задания с частичной опорой на схему;
  3. — неспособность самостоятельно выполнить на практике задание.

Качество низания

Нанизывание бисера на нить с использованием иглы:

  1. — движения точные, быстрые, без помощи другой руки;
  2. — движения медленные, частичная помощь другой руки;
  3. — нанизывание бисера на иголку пальцами другой руки.

Качество плетения

Анализ выполненных образцов:

  1. — плотное нанизывание, отсутствие пробелов между элементами и бусинами в звеньях цепочки, точное соответствие схеме плетения;
  2. — плотное плетение, отсутствие пробелов между элементами цепочки, частичное соответствие схеме плетения;
  3. — плетение слабое, наличие пробелов между элементами и бусинами цепи, полное несоответствие схеме плетения.

Время выполнения задания:

  1. — задание выполнено в соответствии с объемом отведенного времени, выполнено плетение 7—10 раппортов узора;
  2. — задание выполнено в соответствии с объемом отведенного времени, выполнено плетение 3—6 раппортов узора;
  3. — задание выполнено в соответствии с объемом отведенного времени, выполнено плетение 1—2 раппортов узора;
  4. — задание не выполнено.

Уровни развития практического навыка

0 уровень (0—3 балла).

Отсутствие навыков работы с бисером и стеклярусом.

1 уровень (4—7 баллов).

Средний — владение навыками плетения простейших цепочек с частичной опорой на технологические схемы плетений.

2 уровень (8—11 баллов).

Высокий — плетение простых и сложных изделий с опорой на технологическую схему плетения и без нее.

Диагностика умений и навыков учащихся-членов кружка на начальном периоде работы с бисером.

Совместно с педагогом-психологом школы проведена психолого-аналитическая диагностика учеников 4 класса. Оценивались такие качества как учебные умения и навыки, усидчивость, целеустремленность, способности к творчеству, творческому мышлению, самостоятельность, пространственное и логическое мышление, умения ставить цели и достигать их, аккуратность, усидчивость, умение сконцентрироваться над задачей и т.д.

Психодиагностическое обследование учащихся 4 «А» класса

Цель диагностики: исследование уровня школьной мотивации.
Используемая методика: Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой. 
Диагностируется уровень школьной мотивации (высокий, средне-высокий, средний, средне-низкий, низкий).
Кто проводил: педагог-психолог Жайназарова С.Ж., учитель технологии Рысева Ю.В., ученица 5 «А» класса Аманалы Айгулим
Респонденты: учащиеся 4 «А» класса в количестве 20 человек.
Дата: октябрь 2009г - май 2010 г
В результате исследования выявлено

Кол-во

Уч-ся

Класс

Внимание

Мышление

Логика

Математические способ.

Усидчивость

Коллективизм

Ответственность

Отношение к учебе

Раскрепощеность

20

10

8

7

6

4

6

5

11

12

%

5%

40%

35%

30%

20%

30%

25%

55%

60%

Психодиагностическое обследование учащихся 4 «А» класса, октябрь 2009 г.

Цель диагностики: исследование уровня школьной мотивации

В течение года за учащимися-членами кружка велось наблюдение, анализировалось поведение, отношение к учебе. В результате выяснилась совсем иная картина, т.е.: в корне изменилось отношение учащихся к учебе, ярче выявились качества ответственности, группа сплотилась, проявились дружеские отношения, кружковцы более раскрепостились, чаще стали участвовать в интеллектуальных конкурсах, изменилось отношение к учебе, а самое главное развиваются пальцы, работы стали аккуратнее и красивее.

Диагностика умений и навыков учащихся-членов кружка по итогам учебного года

В результате исследования выявлено:

Кол-во Уч-ся

Класс

Внимание

Мышление

Логика

Математические способ.

Усидчивость

Коллективизм

Ответственность

Отношение к учебе

Раскрепощенность

20

18

14

16

15

20

20

20

17

20

%

90%

70%

80%

75%

100%

100%

100%

85%

100%

Психодиагностическое обследование учащихся 4 «А» класса, май 2010 г.

Цель диагностики: исследование уровня школьной мотивации

   На основании результатов данного исследования можно сделать следующие

ВЫВОДЫ:

Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. 

На начальном уровне исследования у 10% респондентов отмечается высокий уровень школьной мотивации, у 10% -средне-высокий, у 20%- средний; это может говорить о том, что у большинства учащихся класса есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики следуют указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В свою очередь эти данные свидетельствуют об эффективности работы, проводимой педагогами в образовательном процессе. У 40% респондентов отмечается средне-низкий, а у 20% - низкий уровень школьной мотивации, что может говорить о неохотном посещении школы. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Они испытывают серьезные трудности в обучении: не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, поэтому ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Причиной указанных изменений может быть  то, что  к  3-4  классам  их  потребность  в  позиции  школьника  является   уже удовлетворенной и  позиция  школьника  теряет  для  них  свою  эмоциональную привлекательность. В связи с этим и учитель также начинает занимать в  жизни детей иное место. Он перестает быть центральной фигурой в классе,  способной определять и поведение детей, и их взаимоотношения. Постепенно у  школьников возникает собственная сфера жизни, появляются  особенные  интересы.

Рекомендации психолога по результатам проведенного диагностического обследования УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ учащихся 4 "А" класса:

На основании данных проведенной диагностики выявлен низкий уровень школьной мотивации у 4 учащихся, в связи с этим КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ребят РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

Стимулировать    учебно-познавательную   деятельность ребят через:
- организацию познавательных игр на уроках, 
- создание ситуаций занимательности, 
- создание ситуаций опоры на жизненный опыт, 
-создание     ситуаций     успеха     в     учебно-познавательной     и     игровой деятельности, 
- подчеркивание достижений ребенка, 
- развернутая оценка результатов его деятельности, 
- создание ситуации для творческого самовыражения. 
-   создание   личной   перспективы,   создающей   у   ребенка   веру   в   свои возможности, 
- формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, 
Наряду с рекомендациями психолога было решено организовать в этом классе  кружок «Бисероплетения»,  и понаблюдать за развитием  учащихся в процессе обучения. Учащиеся в течение учебного года привлекались к участию в выставках творчества, изготавливали подарки и сувениры из бисера, осваивали основы бисероплетения, переходя от простого плетения к сложному, проявляли свою творческую фантазию и самостоятельность в выполнении работ, учились работать со схемами, изменяя их по своему желанию и проявляя творческую инициативу. В результате наблюдения за участниками кружка в конце  первого года обучения  проведена психодиагностика учащихся.

 Результаты следующие:

У 30% респондентов отмечается повышение  уровня школьной мотивации, у 40% - повысился уровень мотивации со среднего на средне-высокий, у 20%- на средний; это может говорить о том, что у большинства учащихся класса появился познавательный интерес к учебе, стремление наиболее успешно выполнять предъявляемые школой требования. Ученики активно участвуют в жизни класса, школы, стали более  добросовестными и ответственными, нацелены на достижении целей и задач. У респондентов, у которых отмечался средне-низкий, и низкий уровень школьной мотивации, появился интерес к учебе, усидчивость, терпение, способность концентрироваться на конкретном выполняемом задании,  улучшились такие качества как внимание,  аккуратность, усидчивость, ответственность,  умение концентрироваться.

Сравнительная диаграмма

начального и итогового уровня школьной мотивации учащихся

количество

Низкий уровень

Ср.

низкий

средний

Средне

высокий

высокий

нач

итог

нач

итог

нач

итог

нач

итог

нач

итог

нач

итог

20

20

4

2

8

0

4

4

2

8

2

6

100%

100%

20%

10%

40%

-

20%

20%

10%

40%

10%

30%

Выводы и рекомендации

Проведенная работа автора проекта показала, что занятия бисероплетением – нужное и очень важное занятие для развития следующих качеств

1. Развивается пространственное и логическое мышление;

2. Стимулируется самостоятельная учебная деятельность;

3. Улучшается координация движений, гибкость пальцев;

4. Формируется художественное воображение и эстетический вкус;

5. Развивается наблюдательность;

6. Улучшается зрительная и двигательная память;

7. Совершенствуется речь;

8. Повышается личная самооценка и уверенность в своих способностях;

9. Расширяется кругозор;

10. Развивается добросовестность и ответственность;

11. Повышается творческая активность;

13. Вкладывая в свою работу любовь и талант, ребята создают неповторимые изделия, в них проявляются их взгляды и чувства.

Проведенные исследования показали, что регулярные занятия бисероплетением действительно способствуют развитию мелкой моторики рук; оказывают положительное влияние на общее развитие учащихся, помогают улучшить отношение к учебе, развивают такие необходимые для школьника качества как усидчивость, аккуратность, внимание, целеустремленность, коллективизм, умение концентрироваться, ставить перед собой цель и добиваться ее. Бисероплетение также развивает творческие способности, формирует художественный и эстетический вкус, развивает фантазию и творческое воображение, помогает повысить личную самооценку и уверенность в своих способностях.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с помощью бисероплетения способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Данная работа имеет значение для работы классных руководителей по организации работы с учащимися. Рекомендуется для работы психологам в работе с учащимися, имеющими затруднения в общении и учебе. Руководителям внеклассной работы по вовлечению учащихся в кружковую деятельность.

Используемая литература:

  1. Артамонова Е. Бисер. – М.: Академия развития, ООО Академия, К0, ООО Академия Холдинг, 2002.
  2. Божко Л. Бисер. – М.: Владос, 2000.
  3. Божко Л. Бисер для девочек. – М.: Владос, 2003.
  4. Божко Л. Бисер. Уроки мастерства. – М.: Владос, 2002.
  5. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику. СПб., 2000
  6. Дубинина С.М. Плетение бисером/ «Домашнее рукоделие»/ - М.: Вече, 2000. – 192 с.
  7. Канурская Т.А., Маркман Л.А. Бисер. – М.: Владос, 2000.
  8. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973
  9. Лаукина М. Бисер. Техника. Приемы. Изделия. М.: Аргументы и факты, 2002.
  10. Лаукина М. Бисер. – М.: Изд-во Эксмо, 2000.
  11. Магина А. Бисер. Плетение и вышивка. – М.: Изд-во Эксмо, 1999.
  12. Полная энциклопедия женских рукоделий. /Пер. с французского. – Т.: Издательство литературы и искусства им. Г. Гуляма, 1992. – 608 с.
  13. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.
  14. Тейлор К. Бисер. 55 современных оригинальных идей. – М.: Академия развития, ООО Академия, К0, ООО Академия Холдинг, 2000.
  15. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
  16. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010
  17. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.
  18. Чиотти Д. Бисер. – М.: Академия развития, ООО Академия, К0, ООО Академия Холдинг, 2002.
  19. Чиотти Д. Бисер. Украшения своими руками. – М.: Академия развития, ООО Академия, К0, ООО Академия Холдинг, 2004.
  20. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. 1996. №3 с. 28
  21. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  22. http://www.biser.info/
  23. http://www.vsehobby.ru/razdel.php?id=4
  24. http://www.supersadovnik.ru/hmforum/
  25. http://festival.1september.ru



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Бисер плохого качества! Бисер и бисероплетение на Biserok. org За что дают мастера спорта международного класса

Бисероплетение качества Развитие моторных навыков и творческих способностей с
Бисероплетение качества Бисероплетение - Страница 27 - Результат из Google Книги
Бисероплетение качества Круглый чешский БИСЕР PRECIOSA 10 Интернет-магазин
Бисероплетение качества Бисероплетение: новые идеи и техники
Бисероплетение качества Бисероплетение для детей Море идей
Бисероплетение качества Cхемы вязания спицами для начинающих: основные узоры и схемы
Бисероплетение качества Tulle 40 Больше, чем просто хорошие колготки
Бисероплетение качества Алиса 3-02 «Южный берег»
Бисероплетение качества Банан под шубой / пошаговый рецепт с фото на


Похожие новости